Утверждаю:

Директор ГБОУ КК ТИТ 

_____________ В.Н. Шевцов

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о социально-психологической службе в ГБОУ КК ТИТ 

Настоящее положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, Инструктивного письма «Об использовании рабочего времени педагога-психолога», методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

 Раздел №1. «Общие положения»

1. Социально-психологическая служба (далее по тексту - Служба) является структурным подразделением, предназначенным для обеспечения нормального полноценного развития учащихся, социализации личности, социальной реабилитации учащихся с отклонениями в поведении, развития их интересов, профилактики правонарушений, предупреждения возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов.

2. Деятельность Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития учащихся. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством РФ в области образования, нормативными документами и актами, настоящим Положением и Уставом ГБОУ КК ТИТ.

3. Социально-психологическую службу ГБОУ КК ТИТ составляют социальный педагог и педагог-психолог техникума.

Раздел №2. «Основные задачи и содержание деятельности (направления) социально-психологической службы»

1. Задачи Службы:

 содействие полноценному личностному развитию учащихся;

 обеспечение социально-психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в общении, обучении;

 изучение условий семейного воспитания учащихся;

 оказание патронажной помощи неблагополучным малообеспеченным семьям;

 профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии учащегося;

 помощь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы. Проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

 психологическое обеспечение образовательных программ;

 развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

2. Служба функционирует как целостная система, осуществляющая деятельность в следующих основных направлениях:

 Диагностика - предполагает разработку и обоснование психодиагностических, методов работы с учащимися и семьей;

 Педагогическая коррекция и реабилитация - активное воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, разработку психокоррекционных методов работы с учащимися и родителями;

 Консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации, определение и предоставление конкретных видов и форм социально-психологической помощи и иных социальных услуг семьям и учащимся, анализ и прогнозирование социальной ситуации в социуме;

 Профилактика - задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и учащихся знания психологии, законодательства, создавать условия для полноценного психического развития учащегося, устранять негативное отношение к обучению, воспитанию, пропагандировать нормальное отношение к здоровому образу жизни, своевременно выявлять и предупреждать нарушения в развитии личности учащегося, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующих социально-экономических отношений.

 Научно-просветительная работа - содействие и обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии и социальной работы.

Раздел №3. «Функциональные обязанности социально-психологической службы»

Социальный педагог и психолог совместно:

1. изучают психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни;

2. выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывают им помощь и поддержку;

3. выступают посредником между личностью обучающегося и ОУ, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

4. вносят предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

5. определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их коррекцию;

6. вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению;

7. участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учащихся, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

Социальный педагог обязан:

1. определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод обучающегося;

2. способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

3. содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья;

4. оказывать своевременную помощь подросткам, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, попавшим в сложные социальные, семейные и педагогические ситуации;

5. взаимодействовать с педагогами, родителями обучающихся, специалистами социальных служб, служб занятости, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и

Раздел 4. «Права сотрудников социально-психологической службы»

1. Социальный педагог и психолог имеют право доступа к медицинским и  педагогическим документам учащихся.

2. Присутствовать на уроках теоретического обучения и производственной практики.

3. Ставить вопросы перед администрацией техникума, медицинскими, педагогическими работниками и представителями общественности по охране здоровья и прав учащегося.

4. Участвовать в экспертизе решений органов образования по медико-социальным проблемам.

5. В исключительных случаях выходить с предложениями о лишении родительских прав в соответствующие органы. Защищать интересы учащегося в суде.

6. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

7. Участвовать в разработке новых методов диагностики, коррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

8. Проводить в училище групповые и индивидуальные психологические и социальные обследования и эксперименты для исследовательских целей, если они не затрагивают чести и прав учащихся.

Раздел 5. «Критерии оценки труда сотрудников социально-психологической службы техникума»

Основными критериями оценки работы социально-психологической службы является обеспечение нормального развития учащихся техникума, отсутствие проблем в обучении и воспитании, отсутствие правонарушений, развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Основными документами для оценки деятельности социального педагога и психолога являются:

 аналитические справки и отчеты по результатам социально-психологических диагностик;

 медико-психолого-педагогические характеристики учащихся, с которыми ведется индивидуальная работа;

 планы работы и отчеты о их выполнении;

 журналы учета работы с учащимися, родителями, рейдов семей;

 журналы консультаций.

Контроль ведения документации осуществляется директором техникума и его заместителем по учебно-воспитательной работе.

Психолог обязан:

1. содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

2. определять факторы, препятствующие развитию личности учащихся, принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

3. оказывать помощь учащимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

4. проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения;

5. составлять психолого-педагогичские заключения по материалам исследовательской работы с целью ориентации преподавательского коллектива;

6. осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся;

7. формировать психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей, в том числе культуру их полового воспитания.