Дмитрий Ильич после окончания средней школы № 2 в городе Пятигорске поступил в   «Ленинградский военно-механический институт» (сейчас он носит имя Д.Ф. Устинова). Но война прервала его учебу. И первый день Великой Отечественной войны он встретил в Туле, где проходил практику на одном из предприятий. Уже 28 июня 1941 года вернулся в Ленинград, а 1 июля пять человек из его группы, в том числе и он, подали заявление о вступлении добровольцами во вторую ленинградскую дивизию народного ополчения.

Вечером 10 июля ополченцев доставили на знаменитый Лужский рубеж, что в 120 километрах южнее Ленинграда. Почти сразу же Козлов получил первое боевое крещение, потому что прямо на них тем же вечером высадился немецкий десант. Много добровольцев погибло в течение первых минут нападения. Тем, кто после этой атаки остался в живых, прямо под огнем противника раздавали винтовки и патроны. В итоге необстрелянные ополченцы смогли оказать врагу достойное сопротивление, и наступление фашистов было отбито.

Из того боя ополченец Козлов вышел без единой царапины, но 10 августа он все же получил свое первое ранение. Почти месяц он пролежал в госпитале, и выписался только 3 сентября. В тот же день по направлению горвоенкомата рядовой Козлов был переведен в четвертую роту, которая в поселке Кобона на берегу Ладожского озера разгружала пароходы с прибывавшим сюда оборудованием с заводов Ленинграда. В расположение этой части он прибыл через два дня, а уже 8 сентября вокруг города на Неве замкнулось кольцо немецкой блокады. Четвертая рота, в которой служил Дмитрий Ильич, оказалась на внешней стороне этого кольца. Именно из Кобоны в дальнейшем уходили все рейсы с продовольствием, медикаментами, одеждой и всем прочим, жизненно необходимым для блокадного города, а в ноябре 1941 года отсюда же пошли грузы в Ленинград по знаменитой ледовой «Дороге жизни». Отправить автомашины из Кобоны в Ленинград впервые пробовали еще 19 ноября 1941 года, но эта попытка закончилась трагедией. Сам он тогда остался в живых лишь благодаря случайному стечению обстоятельств. Было загружено десять автомашин ящиками и мешками с продовольствием. В состав группы сопровождения колонны включили и отделение, в котором служил Козлов Дмитрий. Однако в тот момент, когда машины уже тронулись, он вдруг вспомнил, что забыл в казарме какую-то важную вещь – какую именно, он потом так и не смог сказать. Крикнув бойцам, что их сейчас догонит, он заскочил в помещение, схватил тот предмет и выбежал обратно. И тут его глазам предстала страшная картина: за считанные секунды вся колонна машин провалилась под лед, так как лед на Ладожском озере еще не достаточно окреп. Судьба уберегла будущего конструктора.

В конце ноября в Кобону стали прибывать и ленинградцы, которых вывозили по озерному льду из блокадного города. Обратно в Ленинград по «Дороге жизни» шло продовольствие, погрузкой которого продолжала заниматься четвертая рота. На фоне продовольственного изобилия для бойцов рабочей роты был установлен крайне скудный паек. Их в основном кормили лишь похлебкой из крупы, к которой выдавали по полтора сухаря в день на человека. Что удивительно, даже при таком полуголодном существовании в роте не было фактов мародерства или хищения продуктов.    

Их работа в Кобоне продолжалось до конца января 1943 года, когда четвертую роту перебросили на только что освобожденный от фашистов участок Синявинских высот, где ее включили в состав 165-го отдельного стрелкового строительного батальона 24-й ударной армии. Задача, поставленная перед бойцами батальона, имела для Ленинграда жизненно важное значение: им необходимо было в кратчайшие сроки построить железную и автомобильную дороги вдоль освобожденного от фашистов южного берега Ладожского озера, чтобы связать город на Неве с Волховом и тем самым восстановить его наземное сообщение с остальной страной. Потом эту дорогу назвали «Дорогой Победы». По прямой здесь было меньше 50 километров, однако военным строителям пришлось прокладывать дорогу в крайне тяжелых условиях.

- Сама по себе эта местность почти целиком состоит из низин, болот, озер и мелких речушек, - вспоминал Д.И. Козлов, - и среди них даже в мирное время тянуть дорогу очень непросто. Но нам плюс к тому приходилось работать под постоянными вражескими бомбежками и под огнем немецкой артиллерии, поскольку линия фронта от места строительства отстояла порой всего лишь на несколько километров. Мы, простые солдаты, часто были вынуждены подолгу ходить и стоять по колено или даже по пояс в болотной жиже, и потому и у меня, и у большинства других бойцов батальона ноги тогда были в сплошных кровавых волдырях от ледяной воды, от постоянного переохлаждения и нечеловеческого напряжения. Однако приказ командования нами был выполнен точно в срок, и уже в конце февраля по этой ветке пошли первые составы с грузами для Ленинграда.

Все это время Дмитрий Козлов по-прежнему оставался рядовым пехоты. Только в ноябре 1943 года он окончил курсы лейтенантов, после которых был направлен на должность командира взвода в 71-й отдельную морскую стрелковую бригаду, которая в тот момент дислоцировалась на Ораниенбаумском плацдарме.

Д.И. Козлов в 1943году, после окончания курсов лейтенантов

А 24 января 1944 года весь Ленинградский фронт перешел в наступление, в результате чего фашисты оказались отброшены на сотни километров от берегов Невы и Ладожского озера. Тем самым была снята 900-дневная блокада с Ленинграда. Во время этого наступления лейтенант Козлов получил свое второе фронтовое ранение: осколок немецкой мины попал ему в спину всего лишь в нескольких сантиметрах от позвоночника. В госпитале он пролежал до середины мая, после чего получил назначение на должность командира взвода в составе 90-й стрелковой дивизии, что дислоцировалась севернее города на Неве. Наступление Ленинградского фронта на этом участке началось 10 июня 1944 года, в результате чего была прорвана знаменитая линия Маннергейма и 20 июня освобожден от врага город-крепость Выборг.

На севере Выборга 12 июля Дмитрий Ильич получил свое самое тяжелое фронтовое ранение. Во время наступления слева от него разорвалась мина, и ее осколок раздробил ему кость предплечья, почти целиком оторвав левую руку. В горячке боя он даже не потерял сознания, и более того - смог донести руку до медсанбата. В тот же день в госпитале ему ампутировали ее раздробленные остатки, и в течение двух месяцев он находился в Ленинграде на излечении. В сентябре 1944 года Козлов Д.И. получил документы о демобилизации по причине тяжелого ранения и смог поехать к своим родителям, которые с самого начала войны жили в Грозном.

У родителей он пробыл всего несколько дней, после чего отправился в свой военно-механический институт, чтобы завершить обучение на пятом курсе. Он в самом начале войны эвакуировался в Пермь. Сюда Дмитрий Козлов прибыл только в конце сентября 1944 года, и сразу же начал учебу на пятом курсе. А весной 1945 года, еще до окончания войны, институт снова вернулся в Ленинград. Дипломный проект о разработке нового типа взрывателя для артиллерийских снарядов Дмитрий Ильич Козлов защитил 25 декабря 1945 года. При этом его специальность, записанная в дипломе, в силу секретности называлась просто: «Инженер-механик».

От войны на память остались три тяжелых ранения и две очень дорогие награды – орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда», которые находятся в мемориальном музеи Дмитрия Ильича Козлова нашего города. Студентка нашего техникума Макарцева Елена в военных архивах нашла наградной лист на представление Дмитрия Ильича к ордену Отечественной войны 2 степени от 26.06.1944 года. Но в официальной биографии конструктора нет сведений об этой награде, поэтому мы продолжим свои поиски в этом направлении. Корме того Елена Макарцева 11 января выступила на региональной научно-практической конференции обучающихся Краснодарского края «От идеи к инновациям», которая проводилась на базе ГАПОУ КК «Брюховецкий многопрофильный техникум». Студентка выступила с научно – исследовательской работой «Человек, который спас мир. Дмитрий Ильич Козлов». Елена познакомила участников с биографией и профессиональной деятельностью Дмитрия Ильича Козлова, дважды Героя Социалистического труда, ведущего конструктора легендарной ракеты Р-7 и создателя спутников-шпионов, нашего земляка, которому в этом году 1 октября исполнится 100 лет. Она пригласила всех собравшихся в мемориальный музей конструктора в городе Тихорецке. Ее работа была удостоена диплома победителя в секции культура и история

Познакомившись с фронтовой биографией Козлова, можно сделать вывод, что Дмитрий Ильич это человек мужественный, беззаветно любящий свою Родину и жизнь, ведь он мог и не идти на фронт, а продолжать учиться. Но он защищал Родину и делал это всю свою длинную жизнь.

Легашова Т.С. преподаватель ГБПОУ КК Тихорецкого индустриального техникума.

Макарцева Елена студентка 3курса ГБПОУ КК ТИТ

Телефон для связи

8 962 87 81 009 Татьяна Степановна Легашова                       

Экспонаты из музея города Тихорецка