Резюме — это обобщение сведений о своем образовании, профессиональном опыте и навыках. Цель резюме одна — привлечь внимание к своей кандидатуре и вызвать у работодателя ощущение, что вы именно тот человек, который ему нужен. Резюме — ваша расширенная визитная карточка и от того насколько грамотно оно будет составлено, зависит, пригласят вас на собеседование или нет.

В идеале, под разные вакансии, соответственно и новые требования составляется новое резюме. Это не значит, что вы каждый раз придумываете что-то новенькое, просто вы смотрите на себя, свой опыт под другим углом зрения. И пытаетесь оценить свою жизнь с позиции заинтересованного человека, который собирается пригласить сотрудника к себе на работу.

Поэтому, прежде чем вы возьметесь за это непростое дело, надо точно понимать, какую вакансию вы хотите получить, представлять требования к этой должности и обязанности, которые придется выполнять.

Как составить персональное резюме?

Удачно составленное резюме поможет вам получить интервью, т.е. личную встречу с работодателем. Ваша цель — добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично. Если же вы беседуете с работодателем лично, то ваше резюме поможет ему быстро сориентироваться в том, что за специалист перед ним.

1. Формальные данные

После указания имени и должности обычно приводят краткие сведения о себе – возраст, семейное положение, адрес и телефон. Все эти сведения указывать желательно, хотя обязательным среди них является, пожалуй, лишь телефон.

2. Цель

Указывать не обязательно, но желательно. Вы должны указать должность, на которую претендуете и почему (не более 2-3 строк).

3. Образование

Перечень учебных заведений, в которых вы учились, обычно дается в прямой последовательности. Указывается год поступления, год окончания, название учебного заведения и полученная специальность или профессия. Далее сообщаются сведения о курсах, стажировках и т.д.

Если вы сначала окончили техникум, а потом институт, то можно не указывать свое первое образование, если конечно оно не связано с той вакансией, на которую вы претендуете.

При выборе информации для этого раздела руководствуйтесь правилом: пишите все, что может свидетельствовать об уровне вашего профессионализма. То, что не имеет прямого отношения к работе лучше опустить. Если вы недавно окончили учебное заведение, стремитесь упомянуть все, что имеет  хоть какое-то отношение к предполагаемой работе (название дипломной работы, практикума и т. д.).

4. Опыт работы

Принято начинать с указания последнего места работы и следовать в обратном порядке. Сначала указывается дата поступления и окончания вашей работы, затем название фирмы, где вы работали. Можно также указать направление деятельности, так как само по себе название ни о чем не говорит. Далее указывается должность. Постарайтесь, чтобы ее название было созвучно вакансии, на которую вы претендуете. Даже если в трудовой книжке она называется иначе, а обязанности, которые приходилось выполнять те же, ничего страшного не случиться, если вы скорректируете название должности. При личной встрече с работодателем всегда можно сослаться на штатное расписание или что-нибудь в этом роде.

Не стоит переписывать всю трудовую биографию, лучше ограничиться тем, что имеет отношение к предполагаемой работе и должности. Можно написать о двух последних годах работы, можно указать стаж за последние 5 – 10 лет.

Как быть тем, у кого опыта работы нет? Даже если вы нигде не работали, попробуйте вспомнить опыт работ временного характера, подработок, практик. Как правило, что-то можно найти в своей жизни, чтобы суметь преподнести на уровне резюме.

5. Профессиональные навыки

К стандартным сведениям в этом пункте относятся знание компьютера и владение иностранным языком. Однако каждой профессии присущи свои важные навыки, которыми должен владеть специалист. Описывая навыки по работе с компьютером, отметьте, что вы являетесь пользователем / опытным пользователем. Перечислите программы, с которыми вы работаете, не забудьте Интернет и электронную почту. Не забудьте указать также профессиональные программы, которыми вы владеете.

Что касается иностранного языка, то с точки зрения работодателей, уровни выглядят приблизительно так: базовый – чтение, перевод со словарем; разговорный – умение понимать несложную иностранную речь и объясняться на языке; свободный – общение на профессиональные темы, чтение литературы без словаря.

6. Дополнительная информация

Может включать наличие водительских прав и личного автомобиля, если вы готовы эксплуатировать его на работе.

В этом разделе вы также можете:

- указать готовность к разъездам;

- указать готовность к работе с ненормированным рабочим днем;

- упомянуть о хобби (только если оно имеет отношение к работе или его можно счесть достаточно серьезным личным достижением);

- включить сведения об общественной деятельности;

- сведения о рекомендациях.

7. Личные качества

Иногда о них пишут, иногда нет – решайте сами. Будьте осторожны, подбирая информацию по этому пункту. Подумайте, какие из ваших личностных характеристик могут быть полезны работодателю? Необходимо также, чтоб они удовлетворяли и тем требованиям, которые каждая профессия предъявляет к работнику.

Существует несколько основных принципов, повышающих привлекательность резюме:

- энергичные глаголы, указывающие на вашу активность: сделал, получил, оказывал помощь, участвовал в..., а также формулировки, составленные в позитивном ключе;

- конкретность (указание точных и конкретных целей);

- избирательность (соответствие представленной информации целям резюме);

- честность (включение в резюме правдивой информации при правильно расставленных акцентах);

- краткость.

Работодатели, которым нужно посмотреть множество резюме, не тратят время на небрежно оформленные или путанные анкеты. Они предпочитают, чтобы резюме были:

- напечатаны на стандартном листе бумаги хорошего качества, формата А-4;

- хорошо оформлены, с четкими заголовками;

- краткими (желательно на одном листе).

Если ваше резюме не умещается на одном листе, лучше его сократить. Можно воспользоваться компьютерной программой (например, Microsoft Word) с шаблоном резюме, которая автоматически выполнит оформление. Сейчас также многие кадровые агентства готовят резюме за определенную плату. Клиент сообщает основные сведения о себе и получает квалифицированно составленный документ.

 Итак, если вы удовлетворены результатом составления резюме, проверьте, нет ли в нем смысловых ошибок, упущений или орфографических ошибок.