Хочется рассказать об опыте обучения написанию резюме студентов выпускных групп ГБПОУ ТИТ (куратор группы Шевцова М.П.). В начале января 2024 г. в чате проекта мы по ее инициативе разместили один из лучших конструкторов резюме на сайте Myrezume.ru с просьбой выполнить задание: по шаблону на этом сайте создать свое резюме. И студенты начали размещать в чате проекта созданные ими работы. Работали они активно, с интересом, но, как мы и ожидали, резюме, за редким исключением, отражали в основном факты биографии: гражданство, образование, возраст, место жительства, опыт работы в рамках учебной практики…

В феврале экспертом в сфере управления персоналом, психологом Зориной Светланой Николаевной был проведен вебинар по написанию резюме, на котором разобрали типичные ошибки соискателей, примеры удачных резюме, на что обращают внимание менеджеры по подбору персонала, как описать опыт работы, когда он незначительный или вовсе отсутствует.

Участники - студенты выпускных курсов техникума по профессиям и специальностям: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х; организация и технология защиты информации; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; мастер с/х производства; машинист дорожных и строительных машин; тракторист-машинист с/х производства; пекарь и др. Каждого из этих ребят с нетерпением ждут современные работодатели, но парадокс рынка труда заключается в том, что выпускник не всегда и не сразу может найти в нем свое достойное место.

Такие специалисты сейчас на вес золота, однако, цены себе эти ребята еще не знают. И дело тут не только в традиционной российской ментальности, отраженной в пословицах и поговорках "не хвали сам себя - пусть народ похвалит", "я - последняя буква в алфавите", но и в слабо развитой рефлексии, недостатке гибких навыков, а также стремления к самовоспитанию.

Студенты, по их отзывам, не пожалели о потраченном времени, т.к. узнали много нового и интересного, давшего толчок к саморазвитию. В первую очередь, что резюме – это реклама соискателя: время, которое тратит на просмотр резюме рекрутер - 7 секунд, и за это время вы должны понравиться, поскольку, по статистике, из 100 просмотренных резюме будет отобрано всего 5. Тут есть над чем задуматься! На вебинаре были подробно рассмотрены достижения, этот главный пункт любого резюме. Примерно 60% времени при составлении и обдумывании резюме необходимо посвятить данному пункту. Как говорят HR-специалисты (от англ.humanresources), т.е. специалисты по человеческим ресурсам, резюме должно кричать, что компания выиграет с вами: заработает или сэкономит деньги, увеличит объемы работы, изготовит лучшую продукцию, поскольку вы делаете что-то быстрее и качественнее других, работаете без ошибок, у вас много довольных клиентов, вы самостоятельно решаете возникающие проблемы. Оказывается, что у студентов без опыта работы могут быть немалые достижения, это:

- общественная деятельность, подработки, практики, собственные проекты;

- участие в профессиональных и иных конкурсах, конференциях, семинарах;

-волонтерская деятельность;

- бесплатная стажировка;

- дополнительные знания: курсы, специализированные программы. Однако опыт и достижения должны соответствовать рассматриваемой вакансии.

Психолог заострила внимание на силе слов, используемых при написании резюме: включайте в резюме волшебные слова, благодаря которым вас захочется пригласить на собеседование: первый, лучший, рекорд, экономия, повышение прибыли, производительности и аналогичные.

Большое значение имеет фотография соискателя, поскольку она может многое сказать о нем.

Особое внимание на вебинаре было уделено типам надпрофессиональных умений. Оказывается, в настоящее время вклад hardskills (жестких, профессиональных навыков) в профессиональную успешность сотрудника составляет около 15-20%, тогда как softskills (гибкие навыки) определяют оставшиеся 80-85% - таковы результаты исследования западных университетов.

Понятие гибких навыков включает в себя около 80 волевых, интеллектуальных, эмоциональных, социально-коммуникативных навыков и качеств личности, это: ответственность, целеустремленность, умение учиться и переучиваться, управлять своим временем, презентовать себя, управлять своим голосом, достойно держаться в обществе, знать этикет, вести беседу, слушать, проявлять интерес к окружающим и т.п. Рефлексия и самопознание - это те качества растущей личности, которым в обучении техническим и технологическим специальностям обычно не уделяется внимания, поэтому студентам многое было новым и интересным. После анализа основных ошибок при составлении резюме студенты получили «домашним задание»: заново написать резюме, используя полученные знания. И ребята, не медля, взялись за дело. Их новые резюме были подробными и разносторонними. Оказалось, у них много хобби, о себе они могут рассказать ярко и подробно, их достижения обширны и многообразны, а перечень социальных и личностных навыков и качеств состоит из десятков наименований. То есть на глазах повысилась самооценка студентов, исчезла их скованность и страх быть осмеянными и они смогли сформулировать свои многие гибкие навыки, данные от природы или приобретенные в процессе образования.

Однако если у читателя возникло мнение, что студенты по мановению волшебной палочки раскрепостились, познали и выразили себя, это заблуждение. Деятельность по проекту осуществляется уже 4-ый месяц. За это время студенты получили возможность общаться в чате, получать обратную связь от руководителя, менеджера, психолога и юриста проекта. Они приняли участие в семинаре по юридическим аспектам трудоустройства, успешно прошли тестирование по трудовому законодательству, участвовали в вебинаре по источникам поиска работы, в мастер-классах по самопрезентации личности и уважительному деловому общению. Впереди еще много работы, но результаты проекта радуют: студенты улучшили навыки и компетенции самопрезентации (написания резюме), деловой коммуникации, расширенного поиска работы, углубили знания в сфере этики делового общения, повысили свою компетентность в юридических аспектах трудоустройства…

Команда проекта благодарит куратора Шевцову Марину Павловну за ответственное и добросовестное отношение к порученному делу, за сплоченную группу и благодарные лица студентов.

Руководитель проекта А. К. Кидалинская, к.п.н.